Профессиональный стандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. К 2020 году произошло внедрение профстандарта педагога, соответствие которому является основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.
План по организации применения профессиональных стандартов в государственном общеобразовательном учреждении Тульской области «Новомосковский областной центр образования»разработан и утвержден в 2017 году.
С целью введения профессиональных стандартов педагогических работников проведены следующие мероприятия:
- Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в ГОУ ТО «Новомосковский центр».
- Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
- Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов, дефектологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии, уметь правильно построить взаимоотношения с родителями.
В соответствии с приказом № 147 утвержденным Министерством труда все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, тьюторами т.д.
ГОУ ТО «Новомосковский центр» в своей деятельности руководствуется следующими профессиональными стандартами педагогических работников:
Наименование профстандарта | Наименование должностей | Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель Учитель | Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Педагог-психолог | Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования; Методист; Педагог-организатор | Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н |
Специалист в области воспитания | Педагог-библиотекарь; Педагог-организатор; Старший воспитатель; Социальный педагог; Тьютор | Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н |